Как найти персонал для деревенской сыроварни
О «Долине коз»:
• Год создания — 2015-й.
• Штат — 4 человека.
• Деятельность — фермерское хозяйство.
• Локация — деревня Паршина (Свердловская область), есть офис в Екатеринбурге.
— Светлана, знаю, что еще до «Долины коз» у вас уже был свой бизнес в юридической сфере. Почему же возникла идея стать фермером?
— Ферма не была какой-то серьезной бизнес-идеей. Это мечта, случайно загаданное желание, которое сбылось. Пять лет назад, высоко в швейцарских горах, на руинах какого-то замка я загадала это желание, вдохновившись местным козьим сыром. Тогда мне казалось, что в каждой уральской деревне может быть такая же ферма с производством вкусного сыра. И вот вы здесь, вот ферма, вот козы, вот сыры — всё, как и мечталось. Так что бойтесь своих желаний — они сбудутся, и придется работать!
— Не сомневаюсь, что одним из самых сложных этапов стало создание команды. Как выстроен подбор персонала?
— Специфика в том, что наша ферма очень отдалена от города, поэтому подбор персонала — очень сложная задача. Я бы очень хотела проводить много собеседований, чтобы выбрать максимально достойного человека, но кандидатов немного, выбор невелик. Когда возникает необходимость найти сотрудника, я ищу резюме тех, кто готов работать с переездом или ищет работу с проживанием. Далее провожу собеседование по телефону, чтобы понять, как человек разговаривает, какой у него предыдущий опыт.
Возможна ли «корпоративная культура» на ферме
— Насколько успех небольшого предприятия, фермы зависит от людей, которые тут работают?
— Команда — это 100% успеха, без людей остальные составляющие ничего не стоят. В малом бизнесе все процессы завязаны на сотрудниках. У меня на ферме работают четыре человека — два сыровара и два сотрудника, которые ухаживают за козами. И тут есть несколько тонкостей. Во-первых, козы привыкают к людям, поэтому увольнение сотрудника, ввод в работу нового — каждый раз проблема. Во-вторых, сотрудник должен относиться к животным с любовью, иначе они будут отвечать болезнями или плохим характером. В-третьих, работники должны между собой коммуницировать. Для малого бизнеса это особенно важно.
— В крупных компаниях при подборе кадров HR-менеджеры часто ориентируются не только на профессиональные качества людей, но и на их характер, на то, впишется ли новый человек в корпоративную культуру. Как вы думаете, в малом бизнесе корпоративная культура — что-то из области фантастики?
— Для малого бизнеса понятие «корпоративная культура» звучит как-то громоздко. Она, конечно, есть, но для большинства людей эти слова — пустой звук. У нас корпоративная культура сводится к тому, что каждый относится ответственно к своему труду. И как только команда видит, что какой-то человек начинает халтурить, перекладывать на других свои обязанности, то она начинает такого человека выживать. Возможно, сформировать такой настрой в команде — это и есть часть корпоративной культуры. Я сама готова выполнять любые обязанности на ферме. И то, что я отношусь к этому делу с любовью, с большим уважением и с радостью, всех остальных вдохновляет так же относиться к своему труду. Когда половина коллектива — ответственные сотрудники, вторая половина или переучивается, или уходит.
— Есть мнение, что в малом бизнесе рядовым сотрудникам можно даже не рассчитывать на карьерный рост. А как вы думаете: возможен он в небольшой компании?
— Неправильно рассуждать, что в малом бизнесе нет карьерного роста. Может, его и нет с точки зрения стандартной карьерной лестницы, но зато рост по горизонтали может быть огромным: смена деятельности, новые задачи. В малом бизнесе самый возможный карьерный рост — вширь. Для того чтобы не выгорать на работе, а развиваться, нужно менять круг обязанностей, становиться универсальным и незаменимым специалистом. Например, мой управляющий на ферме — он и тракторист, может и косить, и подоить, и убрать загон, и встретить экскурсию, провести мастер класс по дойке — всё умеет. Сыровары тоже разносторонние: сначала мы учились варить сыры, потом стали проводить экскурсии, начали готовить плов, придумывать выпечку, которую можем сделать для гостей. То есть сыровар стал поваром. Вот такой рост возможен. С точки зрения денег это тоже выгодно: если сотрудник выполняет дополнительные обязанности, это оплачивается.
Почему фермеры, по сути, — экспериментаторы
— С какими еще сложностями в работе с персоналом вы столкнулись, открыв ферму?
— Я столкнулась с такой задачей, как формирование четких норм труда, должностных инструкций. Где заканчиваются обязанности одного сотрудника и начинаются обязанности другого? Фермерство — новая сфера деятельности, у которой пока нет общепринятых нормативов, как, например, в детском садике, где все четко: на столько-то детей нужно столько-то воспитателей. А у нас непонятно, на сколько коз сколько сотрудников нужно. Сколько должно быть доярок на 50 дойных коз? Мы экспериментаторы и сейчас находимся в поиске правильных вариантов организации труда.
Как работали во время коронакризиса
— Как ваша ферма пережила коронакризис?
— Ферма не относилась к предприятиям, работа которых была приостановлена, так как у нас непрерывный цикл производства: козу надо доить, сыр надо варить. Но мы всё равно очень почувствовали коронакризис — сыр перестали покупать в городе. Раньше мы продавали много сыра на дегустациях с вином в ресторанах и винотеках, это был наш основной канал продаж, и как раз он закрылся. Это шокировало, но мы быстро перестроились: те сыры, которые уже были готовы и остались невостребованными, мы оставили зреть на большее количество времени. И если до кризиса мы обычно продавали двухмесячные сыры, то теперь у нас можно попробовать сыры четырех- и пятимесячной выдержки. Раньше они не дозревали до этого времени, потому что все быстро расходилось. Так что в итоге смогли выйти из негатива в позитив. Кроме того, из-за того, что многие на лето никуда не уезжали, остались в пределах региона, у нас был очень большой спрос на экскурсии. На ферму приезжают маленькими группами, семьями, с детьми, с друзьями — отдыхают, гладят козочек. Погладить козу — это целая козотерапия, терапия счастья. Поэтому все от нас уезжают счастливыми.
— Как хорошие отношения с командой помогли вам провести ферму через кризис?
— Первые два года на ферме была сильная текучесть. Каждое увольнение казалось катастрофой, я думала — это конец, ферму придется закрывать, ничего не получается… Было непросто. Но в результате сформировалась та команда, которая есть сейчас, — мы работаем и растем вместе уже три года. Все в команде видят, что мы развиваемся, что у нас всё больше молока, сыра. И когда в кризис возник риск, что я не смогу выплатить зарплату, так как доходы сильно упали, ребята ответили: «Мы же видим, что у нас рост, понимаем, что, как только снимут ограничения, мы продадим весь сыр, мы знаем, что, пусть и с задержкой, но деньги свои получим, и мы готовы потерпеть». Такая отдача была очень большим подспорьем! Я знала, что, даже если я не выплачу зарплату, сотрудники всё равно выйдут на работу. Это показатель внутреннего климата. Хотя специально никто над этим не работал. Сформировалось само по себе.
Как hh.ru помогает делу
— С какими задачами сегодня вам помогает справляться hh.ru?
— Я обращаюсь к сайту не только для поиска персонала, но и для поиска информации. Тут есть очень интересные статьи. Сайт помогает определиться, какие вопросы задавать на собеседовании, где искать потенциальных кандидатов, кроме того, удобно сравнивать потенциальные зарплаты и набор обязанностей. Если бы я сама хотела трудоустроиться, то пользовалась бы только hh.ru, потому что именно здесь работодатели ищут уникальных специалистов, иногда с нестандартным функционалом или нестандартными задачами. В свое время, когда я еще хотела работать в крупных компаниях, я всегда сравнивала свою текущую работу с предложениями, которые были на hh.ru.
— Подходит ли hh.ru для малого бизнеса?
— Конечно. В городе это стопроцентное попадание для поиска персонала и работы. В деревне — уже сложнее, потому что не все потенциальные работники пока знают о сайте, но с каждым годом ситуация меняется. Знаю, что многие начинают пользоваться мобильным приложением: кто-то из сельских жителей через hh.ru ищет работу в ближайших городах — и узнает, что хорошие вакансии есть не только в городе, но и рядом с домом. Кроме того, для работодателя, который расположен далеко от крупных городов, hh.ru — это способ четко структурировать свое представление о том, какими должны быть сотрудник и его обязанности, как выстроить подбор, как с ним поговорить, как сделать так, чтобы сотрудник понял работодателя, понял свои задачи.
— Для вас лично «Долина коз» — это…?
— Это источник энергии, постоянная подзарядка. А для сотрудников — не только источник дохода, а работа, которую делаешь с любовью.