«Я за то, чтобы доверять своей интуиции при найме сотрудников»
Про «Теркон-КТТ»:
• Год создания — 2014-й.
• Штат — 15 человек.
• Деятельность — электроника, приборостроение.
• Город — Екатеринбург.
Бизнес для уральских ученых
— Как возникла идея открыть свой бизнес, да еще и в такой непростой отрасли?
— Раньше я занимался финансами, и этот проект был одним из тех, куда я привлекал инвестиции, чтобы он из стадии разработки перешел в стадию бизнеса. Мне он показался достаточно сложным, чтобы самому им заняться. Было интересно попробовать что-то материальное, что можно увидеть, создать реальный продукт, который можно пощупать руками. И в то же время хотелось помочь нашим ученым реализовать их разработку. Компания вообще существует с 2004 года. Но сам проект «Теркон» стал развиваться с 2014 года, когда удалось привлечь деньги от федерального инвестора — фонда «Лидер-инновации». То есть на сегодняшний момент бизнесу шесть лет.
— Расскажите немного о вашем проекте — что за продукт вы производите?
— В основе лежит разработка уральских ученых для космической отрасли: мы приспособили ее для использования в повседневной жизни и наладили серийное производство. При помощи наших труб можно охлаждать процессор компьютера, можно подогревать забортовой датчик самолета, чтобы на нем не образовался лёд и чтобы самолет не пострадал. Можно отводить тепло от светодиодных ламп уникального дизайна. Наши теплопередающие устройства позволяют обеспечить работоспособность и надежность как промышленных устройств, так и оборудования критического значения, которые важны персонально для каждого. Для решения таких задач нужны высококлассные специалисты, ученые, ведь мы все время разрабатываем что-то новое.
Главное — собрать костяк команды
— Собрать команду профессионалов для реализации такой задумки, как ваша, наверняка было непросто. Как вам это удалось?
— Моя практика показала, что очень важно создать правильный костяк команды. Научные сотрудники изначально были в проекте, но с ними одними производство и бизнес не сделать. Сперва мы нашли очень классного офис-менеджера — и я всем начинающим свой бизнес рекомендую внимательно подбирать офис-менеджеров, тогда точно всё получится. После у нас появился классный начальник производства. Это те люди, которые до сих пор с нами в одной команде, в нашей компании. Затем мы уже начали осваивать различные инструменты подбора, которые есть на рынке: это поиск и по базам резюме, и по знакомым, и, конечно, сайтом hh.ru мы пользуемся с самого первого дня.
— Сайт hh.ru — основной канал поиска людей в вашу компанию?
— Да. Когда я задумываюсь «Так, мне нужен новый сотрудник», я сразу вспоминаю про hh.ru. Действительно, основную часть сотрудников мы нашли через hh.ru. Так было с первого дня. Я помню, когда мы с нашими учеными обсуждали этот вопрос, они спрашивали: «А где мы возьмем персонал?», и я говорю: «Есть же hh.ru». Мы начали размещать вакансии, работали с базой данных, просматривали резюме, приглашали людей на собеседования... Это очень удобный инструмент, позволяющий не тратить лишнее время, когда нужен персонал.
— Какими качествами должен обладать идеальный кандидат, чтобы вы взяли его на работу?
— У него должны гореть глаза. И, безусловно, этот человек должен подходить по личностным характеристикам. Конечно, и на профессиональные характеристики обращаешь внимание, на всё в совокупности. Но бывает, ты интуитивно понимаешь, что с этим человеком не сработаешься, хотя он подходит тебе по резюме, по навыкам и опыту, по всем фактическим параметрам. Словом, я за то, чтобы доверять своей интуиции при найме сотрудников. Это очень важно. Важно, чтобы в команде люди друг другу соответствовали по своему мироощущению, мировоззрению, по своему желанию работать в том или ином направлении. Например, у нас — техническая направленность, физика, техника, приборостроение. Значит, у идеальных кандидатов должен быть живой интерес делать какие-то технические вещи.
Когда работа — больше чем просто работа
— По вашему описанию идеального кандидата можно предположить, что в компании развита корпоративная культура. В чем она заключается?
— В нашей компании корпоративная культура — точно такая же, как, наверное, во всех маленьких компаниях. Они все особенные. И корпоративная культура в небольших бизнесах имеет свою собственную идентичность. Мы проводим спортивные мероприятия, выезжаем на природу — как все. Но есть и уникальные особенности: я бы сказал, что это некая внештатная тусовка, постоянное обсуждение наших проектов. У нас много заявок на разработку различных решений, которые требуют нестандартных подходов. И сотрудники могут в любой момент — в субботу, в воскресенье, когда они на даче, когда они вдруг проснулись рано утром — написать в общий чат или позвонить своему другу по работе и сказать: «Слушай, я придумал классное решение. Как ты думаешь, это вообще сработает или нет?». То есть у нас люди думают о работе в том числе и в свободное время, потому что им интересно этим заниматься. Это некий элемент культуры. Работа для них больше чем просто работа. Это некий драйвер, который движет их, заставляет развиваться, приобретать новые знания, стремиться сделать что-то новое, классное. То, что ещё никто не делал.
— Возможен ли карьерный рост в такой компании, как ваша?
— Мне кажется, что высокотехнологичные компании не обязательно должны быть большими. Малый бизнес — это то место, где можно вырастить наиболее талантливый и классный персонал. Конечно, у нас есть ограничения по карьерному росту: это не то место, где ты можешь спланировать свою деятельность на следующие 10 лет — что ты дорастешь до начальника и так далее. Но это то место, где ты можешь приобрести новые компетенции, которые нигде больше не получишь. Здесь очень большой простор для творчества — и именно такие люди сюда приходят. Не те, кто ищет от работы стабильности (с 8:00 до 17:00, час на перерыв, отпуск), а те, у кого есть искорка в глазах, интерес. Благодаря этому у них здесь больше, чем на большом предприятии, возможность вырасти в гораздо более классного специалиста.
Малый бизнес — это кузница кадров
— За специалистов вам наверняка приходится конкурировать с производственными гигантами. Как справляетесь с этим?
— Такие малые компании, как наша, очень интересны для крупных предприятий с точки зрения персонала. Мы понимаем, что у нас не все сотрудники будут работать вечно. Есть текучесть кадров. Есть отличные специалисты, которые поработали три года, а потом уволились. И мне было очень жаль, что они ушли, но я понимал, что им просто больше некуда у нас расти, — это нормальный ход событий.
— То есть вы в некотором роде — кузница кадров для крупных предприятий?
— Да. Но есть и такие специалисты, которые не видят себя в другой компании. Они понимают, что сегодня это маленький бизнес, н если у нас получится создать действительно классный качественный продукт, совершить рывок на рынке, то и у сотрудников будет гораздо больше потенциала к росту, нежели на большом заводе. И люди за это борются. Им интересно. Человек работает здесь мастером участка, какие-нибудь железяки точит и знает, что если этот проект выстрелит, то у него появится штат в сто человек, а может быть, мы даже поедем с ним в Германию и откроем там филиал. Ради этих перспектив люди здесь работают.
— Для вас «Теркон» — это…?
— Это часть моей жизни: я вкладываю сюда свои силы, свою энергию — и хочется видеть, каким будет результат. Наверное, это больше чем просто работа. С одной стороны, это крайне интересная для меня задача, которая занимает большую часть времени. С другой стороны, это и получение дохода — как на сегодняшний день, так и в будущем. Я считаю, что наш проект должен выстрелить, и не только в России: есть хорошие международные перспективы.