Как стать идеальным маркетплейс-менеджером: советы от работодателя
⏱ Время прочтения — 10 минут
Кого ищут работодатели
Пул задач маркетплейс-менеджера достаточно широк. Это не традиционные продажи с «холодными» и «горячими» звонками и акциями а-ля «Всё по 999,99 рубля». Для того чтобы преуспеть в этой профессии, нужно быть готовым к ручной работе — описывать каждый товар, заводить на него карточку на маркетплейсе, отвечать на комментарии и вопросы пользователей, решать логистические задачи — управлять поставками и остатками продукции на складе, активно вовлекаться в продвижение — от анализа конкурентов до разработки акций, привлекающих внимание потенциальных покупателей. Такой микс из маркетинговых и менеджерских активностей, а также фокус на продажи дают возможность специалисту развиваться сразу в нескольких направлениях, а значит — повышать свою стоимость на рынке труда. Правда, у разных работодателей требования к знаниям и навыкам маркетплейс-менеджеров различны. Кто-то работает с одной-единственной онлайн-платформой и хочет видеть на позиции только эксперта в этой узкой области. У кого-то есть потребность закрыть одним человеком всё и сразу, начиная от технических вопросов и заканчивая продажами. Но существуют и другие работодатели, которые осознанно нанимают маркетплейс-менеджеров без опыта работы с хорошим «ученическим» бэкграундом. Иначе говоря — прошедших обучение и знающих предмет. Анна Муравьёва — предприниматель, действующий продавец на маркетплейсах — яркое тому подтверждение.
Поскольку работа предполагала полную занятость — маркетплейс-менеджер должен был посвящать полноценные восемь рабочих часов развитию магазина, — найти подходящего человека было нелегко. Во-первых, часть соискателей рассматривали вакансию исключительно в качестве подработки (и работодателей, предлагающих такой вариант сотрудничества, немало). Во-вторых, большинство маркетплейс-менеджеров специализируются на одной интернет-платформе, а о работе других имеют весьма смутное представление. Анна же была заинтересована в привлечении специалиста, который сможет работать на нескольких площадках и смотреть с воодушевлением в сторону новых горизонтов.
Как проявить себя
Кстати, именно стажировка на первом этапе развития карьеры маркетплейс-менеджера может стать той самой точкой опоры для дальнейшего трудоустройства. Если специалист покажет себя с лучшей стороны, принять решение работодателю будет гораздо проще. Организаторам проекта
Но заявлять о себе как о специалисте стоит не только на стадии трудоустройства, а гораздо раньше — ещё во время учёбы. Активность, результативность и интерес к предмету — то, что поможет выделиться на общем фоне. Хотя ставшие мемом «ответственность и коммуникабельность» тоже никто не отменял.
Очевидно, что успешное прохождение курсов не гарантирует ни зарплаты в 100 000 ₽ сразу же, ни того, что всё будет даваться легко. Есть компании с многомиллионным оборотом, которые хотят увеличить его в несколько раз с помощью маркетплейс-менеджера и зачастую готовы платить щедрое вознаграждение за результат. Но нужно понимать — спрос будет соответствующим. Есть селлеры-новички, желающие освоить рынок вместе со специалистом по маркетплейсам. В любом случае стоит обратить внимание на несколько факторов, определяющих успешность маркетплейс-менеджера в профессии.
6 навыков высокоэффективных маркетплейс-менеджеров
Навык 1. Делайте упор на свои сильные стороны
По данным «Центра карьеры» образовательного проекта «102 ТОВАРА», до конца обучения доходит каждый второй студент курса для маркетплейс-менеджеров, хотя в среднем уровень завершения онлайн-курсов составляет всего
На первых порах, не имея достаточного опыта, лучше обращаться за помощью к более профессионально подкованным коллегам. С ними можно познакомиться в специализированных группах в социальных сетях или в открытых Telegram-чатах — всегда найдётся тот, кто готов поделиться советом или рекомендацией. Студентам и выпускникам
Навык 2. Ищите возможности получать новые знания
Как и для представителя любой другой профессии, для маркетплейс-менеджера очень важно осознанное желание развиваться в выбранном направлении. В интернет-сегменте всё меняется очень быстро, поэтому бежать за новыми знаниями необходимо в два раза быстрее, чтобы шаг за шагом продвигаться дальше. Для этой сферы справедливо выражение: «если не узнал, значит, потерял». Чтобы быть успешным, много времени придётся посвящать самообразованию — следить за изменениями на рынке маркетплейсов, наблюдать за конкурентами, использовать лучшие практики, читать книги, слушать подкасты по темам менеджмента и продаж.
Несмотря на то что получение новых знаний сегодня популярно, — взять даже период пандемии, когда многие решили поменять если не профессию, то хобби, — способность усваивать информацию и закреплять её на практике есть не у всех. Перед погружением в новую сферу необходимо правильно оценить и распределить свои ресурсы. На учёбу будет уходить, примерно, 1–2 часа в день, но стоит подумать и о pet-проекте*, который требует куда больше времени — 3–4 часа ежедневно. Но и пользы от такого времяпрепровождения будет больше — реализованный проект станет частью портфолио, а значит, и общаться с работодателем будет проще.
*Проект, которым студент занимается самостоятельно или в команде в свободное время
На этапе окончания обучения профессиональное развитие не заканчивается, а, напротив, только начинается. На ежедневное самообразование важно выделить время, чётко обозначив тайминг — 30 минут или 1 час в день, а также цель. Например, законспектировать полезный вебинар или запись урока, подготовить карьерный инструмент (резюме, кейс для портфолио), откликнуться на 10 вакансий или опубликовать своё резюме в тематических чатах. Это регулярная работа, важен план. И ещё один практический совет от работодателя:
Навык 3. Будьте проактивны
В обязанности маркетплейс-менеджера входит много задач, но идеального от обычного отличает ключевое качество — проактивность, говоря простым языком — инициативность. Для того чтобы помочь продвижению магазина, совсем не обязательно ждать озарений, можно посмотреть по сторонам и взять на вооружение лучшие практики.
Есть множество историй успеха, когда маркетплейс-менеджеры совмещают учёбу с работой и на момент выпуска уже имеют не только сертификат установленного образца о прохождении курса, но и опыт работы с реальными проектами. Такой подход тоже требует активного включения, чтобы поддерживать динамику во всех сферах жизни на нужном уровне.
Другой вариант — совмещать основную работу с профессией маркетплейс-менеджера. Загрузки 3–4 часа в день будет достаточно, чтобы развиваться в этом направлении и чувствовать себя более уверенно. Как и в случае с любой другой профессией, всё очень индивидуально. Кто-то полон амбиций и готов увеличить выручку магазина в 10 раз за полгода, а кому-то нужен плавный переход из одной сферы в другую или возможность совмещать работу с семьёй — например, мамам в декрете. Важнее всего осознанный подход к жизни, где работа — её важная часть.
Навык 4. Достигайте синергии
Несмотря на то что маркетплейс-менеджер чаще всего работает в одиночку, он должен чувствовать поддержку руководителя, коллег, общую заинтересованность. Общение может быть разным, тем более что маркетплейс-менеджеры зачастую работают удалённо. Ещё на первом этапе взаимодействия с работодателем необходимо определить частоту и каналы коммуникации.
Навык 6. Не забывайте про свои ценности
Наконец, самый важный навык, который может пригодиться не только маркетплейс-менеджерам, но и представителям других профессий — умение настроиться на победу и поверить в свои силы. Пока мы ждём, что станем профессионалами 80 lvl в новой сфере, кто-то развивается и делает карьеру в ней здесь и сейчас, просто осознав, что способен учиться. И в этом смысле так называемые мягкие навыки гораздо важнее «твёрдых». Кто знает, чем вы можете поразить работодателя и расположить его к себе, просто оставаясь собой?
27 мая стартует новый поток образовательного проекта
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи ⏫