Как компании используют HR-аналитику: исследование hh.ru

Служба исследований hh.ru выяснила, как российские компании используют HR‑аналитику и HR‑автоматизацию для подбора персонала. В рамках исследования были опрошены свыше ста HR‑менеджеров компаний от малого (менее 50 сотрудников) до крупнейшего бизнеса (свыше 3 тысяч сотрудников), проанализированы 3,3 тысячи вакансий для специалистов по подбору и управлению персоналом, в которых указали обязательным наличие у кандидата навыков анализа данных в HR и знание HR‑аналитики, а также 30 тысяч профилей соискателей в данной сфере.

⏱ 7 минут полезного чтения

Исследование hh.ru показало, что в 2022 году наиболее глубокое проникновение автоматизации HR‑процессов в российских компаниях отмечается в расчётах зарплат, премий и бонусов (44%), подборе персонала (38%), кадровом планировании и учёте (37%). Низкий уровень автоматизации характерен для направлений обучения и развития (26%), внутренних коммуникаций (24%), сбора обратной связи (21%) и оценки эффективности (18%). При этом более чем треть (35%) компаний призналась в отсутствии любых автоматизированных HR‑процессов.

Как компании используют HR-аналитику: исследование hh.ru

Самой распространённой технологической платформой для автоматизации HR-процессов в компаниях остаётся Excel, который используют почти в половине (46%) компаний. Следом за ним по популярности идут АТS/CRM-‑системы (Talantix, E-staff, Huntflow или др.) — ими пользуются в каждой пятой (21%) компании. Собственная (внутренняя) автоматизированная система для ведения процессов подбора есть у 13% компаний. Каждая четвёртая компания (27%) не использует платформы для автоматизации. Реже остальных для автоматизации HR-процессов применяются чат-боты (12%), Jira (9%) и интегрированная HR‑информационная система (HRIS) (4%).

Как компании используют HR-аналитику: исследование hh.ru

В целом компании скромно оценивают свой текущий уровень развития HR‑аналитики: большинство из опрошенных (39%) делает лишь несистематические оперативные отчёты по запросу (реактивная аналитика), превентивную HR-аналитику (оперативные отчёты для сравнительного анализа и принятия решения) используют почти в каждой четвёртой (23%) компании. Наименее распространены продвинутые уровни аналитики — углублённая (сегментация, статистический анализ, разработка моделей «трудовых ресурсов») и прогнозная (разработка прогностических моделей, сценарное планирование, анализ рисков) — суммарно их применяют лишь в каждой десятой компании (9%). О полном отсутствии HR-аналитики заявили почти в каждой третьей (29%) компании.

В компаниях чаще всего принято оценивать эффективность HR-подразделения по функциональным показателям (например, период подбора, текучесть персонала) (57%), регулярной постановкой целей и оценкой их достижения (41%), и замером удовлетворённости «внутренних» заказчиков (32%). Всего 13% используют для оценки HR финансово-экономические показатели компании (например, EBIDTA/расходы на персонал) и проводят сравнение с рынком (бенчмаркинг), и лишь 5% применяют сбалансированную систему/карту показателей (BSC). Снова почти треть компаний (28%) никак не оценивают эффективность работы HR-подразделений.

Восприятие HR‑менеджерами искусственного интеллекта (ИИ) как угрозы своей профессии за четыре года снизилось с 23% в 2018 до 17% в 2022, при этом увеличилось число представителей профессии, уверенных, что ИИ полностью изменит роль HR в компаниях (с 16% в 2018 до 33% в 2022). Сегодня подавляющее большинство менеджеров (72%) верит, что развитие ИИ будет создавать новые профессии (например, с цифровыми навыками), почти ровно столько же (71%) четыре года назад выражали скептическое мнение по этому вопросу.

Как компании используют HR-аналитику: исследование hh.ru
Нажмите на изображение, чтобы увеличить его
Как компании используют HR-аналитику: исследование hh.ru
Нажмите на изображение, чтобы увеличить его

Главные задачи, которые, на взгляд HR-менеджеров, ИИ решает уже сейчас, — ранжирование откликов на вакансии (60%) и первичный скрининг/ранжирование резюме кандидатов (58%). Помощь ИИ в информировании участников рынка труда о компании отмечают 44% HR-менеджеров, а 42% он помогает проводить оценку качества резюме. Хуже ИИ справляется с задачами формирования программ обучения под индивидуальный профиль сотрудников (31%), автоматизацией коммуникационных задач для адаптации (31%) и организационных запросов (28%), прогнозированием успеха кандидата на заданных ролях (24%). Лишь 5% отмечают полное отсутствие пользы ИИ в решении любых задач.

Также в рамках исследования hh.ru составил портрет современного HR-менеджера на основе анализа порядка 30 тысяч профилей соискателей в данной сфере. 83% составляют женщины, из них почти половина (45%) находится в возрасте от 25 до 34 лет, почти треть (31%) — от 35 до 44 лет. Подавляющее большинство HR-менеджеров с высшим образованием — 93% у женщин, 89% у мужчин. HR-менеджеры не склонны указывать ожидания по зарплате — в 60% резюме не указана зарплата, в трети резюме ожидаемая зарплата варьируется от 50 до 200 тысяч рублей. 75% относят себя к HR-специалистам, сталкивающихся с аналитикой время от времени, 16% являются аналитиками с HR-бэкграундом, а каждый десятый (9%) — профильным HR-аналитиком. При этом 22% всех HR-вакансий содержат требования к навыкам и знаниям HR-аналитики, а их наличие позволяет рассчитывать на зарплату на 27% выше, чем в среднем по рынку.

Исследование показало, что за первые четыре месяца 2022 года российские компании разместили почти 3,3 тысячи вакансий для специалистов по подбору и управлению персоналом, где указали обязательным наличие у кандидата навыков анализа данных в HR и знание HR-аналитики. Этот показатель на 4% больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Чаще всего запрос на таких экспертов встречается в вакансиях от ИТ-компаний. В каждой шестой вакансии для HR-менеджеров обязательным умением технобренды указывают способность собирать и анализировать HR-данные. Также таких HR-менеджеров чаще всего нанимают представители добывающих, деревообрабатывающих, логистических отраслей, промышленные предприятия, образовательные и консалтинговые компании, игроки из креативной, банковской индустрии, ретейла и девелопмента. Возглавляют рейтинг регионов Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Здесь размещено около трети всех вакансий в сфере HR, и половина из них — с обязательным требованием знания HR-автоматизации.

К другим статьям
;