Как управлять персоналом в партнёрском бизнесе?

Управление персоналом в партнёрском бизнесе и в традиционных компаниях отличается. Сетевые компании дают участникам команд возможность чувствовать себя предпринимателями, которые автономны в принятии решений и не привязаны к одному месту работы. Как руководителям удаётся формировать единство целей и поддерживать мотивацию коллектива для эффективной работы?
Мария Михайлова
Мария Михайлова
CEO мультипродуктовой компании RC Group, член Экспертного совета Комитета по малому и среднему предпринимательству Госдумы РФ

⏱ 5 минут полезного чтения

Бизнес отношений

В России около 700 компаний, которые работают по принципу сетевого маркетинга. В общей сложности в этой сфере сегодня заняты более 7 миллионов человек.

По сути партнёрский бизнес — это окно в народное предпринимательство, где каждый россиянин независимо от места проживания может получить стабильную занятость и доход. Основная задача участника сети — трудиться, реализовывая продукты головной компании, и получать процент с продаж. В одиночку работать можно, но построение команды позволяет развиваться и увеличивать размер дохода гораздо быстрее.

Команда и отношения — это основы партнёрского бизнеса. Каждый участник может обладать разными компетенциями, которые в совокупности будут усиливать и дополнять друг друга.

Например, одни сильны в презентациях и превосходно описывают качества продукта, другие отлично коммуницируют с клиентами, третьи грамотно закрывают сделки. Участники одной команды передают друг другу свой опыт и знания, в результате чего повышается эффективность как каждого в отдельности, так и команды в целом.

Чем эффективнее у лидера получается строить свою команду, тем выше его доходы и благосостояние коллег.

Личный опыт

Я работала как в традиционном бизнесе, так и в сетевом. Мне удалось прочувствовать, какими разными бывают команды и взаимоотношения между людьми. Одни стараются помогать друг другу, как это делают партнёры в бизнесе, другие соревнуются, кто лучше.

В партнёрском бизнесе очень важна позиция лидера, который имеет своё видение бизнеса и задаёт общий темп. Он работает с продуктом и занимается выстраиванием структуры. В сетевые компании приходят очень разные люди — по возрасту, социальному статусу, жизненному опыту, национальности, языку, целям. Лидер должен сформировать тёплые отношения в команде, базирующиеся на уважении ценностей каждого из партнёров. Эффективная коммуникация лидеров позволяет партнёрским компаниям расти в многотысячные структуры. В нашей команде сейчас 300 тысяч пользователей в 100 городах России и других странах.

Наставничество

В сетевом бизнесе отсутствуют традиционные рычаги воздействия на дистрибьюторов, так как они находятся в разных регионах и не связаны с главным офисом трудовыми договорами, должностными инструкциями, обязательствами. Наставничество развивается через преемственность в сети и отношения с партнёрами, нацеленные на совместное достижение общих целей. Это единственный способ управления сетью, который обладает реальной эффективностью.

Прелесть сетевого бизнеса в том, что он базируется на взаимопомощи. Новички всегда получают поддержку вышестоящих наставников. Они делятся опытом и помогают проводить встречи с клиентами. Это огромное преимущество перед другими видами предпринимательства. Взаимопомощь значительно снижает процент тех, у кого бизнес может не получиться.

Есть и иерархия. С центральным офисом может напрямую взаимодействовать ограниченное количество лидеров, достигших максимальных результатов и являющихся наставниками самых больших команд. Они и доносят философию бизнеса, ценности компании и систему работы в сети до всех дистрибьюторов вне зависимости от того, в каких регионах и странах они находятся.

Роль лидера

Эффективность работы команды партнёров напрямую связана с характером работы лидера. В сетевом бизнесе не бывает так, чтобы лидер не работал, а команда трудилась за него, и наоборот. Это взаимозависимые вещи. Команда не будет работать эффективнее лидера. Если он ослабит темп работы и коммуникацию с партнёрами, то сразу начнут падать общие обороты.

Когда лидер горит идеей достичь результата и берёт на себя обязательства, тогда горит и вся команда. Он своим примером показывает весь путь движения к цели, мотивируя остальных на результат.

Мотивация

В первую очередь людей привлекают минимальные входные барьеры в сетевой бизнес. В отличие от традиционного бизнеса эта модель менее рискованна по финансам, при этом даёт чёткие инструкции, готовый продукт, уникальное торговое предложение и так далее. Для одних партнёрский бизнес становится основным доходом, для других — дополнительным заработком.

После присоединения в команду каждый партнёр проходит разностороннее обучение — особенностям продукта и рынка, продажам, системе построения собственной команды и работы с ней. В ходе адаптации нового партнёра его всегда сопровождает и поддерживает наставник. Компания обеспечивает своих партнёров необходимой документацией и презентационными материалами, предоставляет обучающие вебинары и другие формы обучения.

Заработок

У партнёрской компании должен быть чёткий маркетинг-план — это финансовая модель, по которой работает сеть. В выручке от реализации товаров и услуг обязательно нужно закладывать определённый процент вознаграждений дистрибьюторам, который считается согласно определённой логике. Такая логика начисления вознаграждений и называется маркетинг-планом. Маркетинг-планы разных компаний могут отличаться в зависимости от их продукта, системы его распространения и других факторов.

В партнёрских компаниях должна быть возможность зарабатывать на продукте в одиночку. Пример нашей компании: один человек подключает предприятие к ИТ-продукту и получает 5 тысяч рублей комиссии плюс процент от его будущих транзакций. Кого-то вполне устраивают самостоятельная работа и полученный в результате неё размер заработка. Кто хочет зарабатывать больше, может привлекать команду, обучать её, делиться опытом, помогать. Когда команда сама начинает работать, лидер получает комиссию. Вместе с тем он растёт как управленец, получает бесценный предпринимательский опыт.

Общие встречи

Для эффективности работы в команде очень важны разного рода коллективные встречи. Это не только помогает партнёрам эффективно учиться и повышать свою компетенцию, но и даёт ощущение общих целей, схожести стремлений и интересов. А это, в свою очередь, даёт ещё большую мотивацию для активных действий в бизнесе. Существуют разные виды мероприятий как в онлайн-, так и в офлайн-формате. Они могут не только быть направленными непосредственно на обучение, но и принимать форму тимбилдингов или совместных выездов и отдыха.

Некоторые мероприятия инициируются на уровне компании, а некоторые являются прерогативой отдельных лидеров, которые составляют план таких мероприятий для своих команд. Важные элементы работы с командой — регулярные командные онлайн-встречи и конференции, командный чат, Телеграм-канал, где лидер делится новостями, и другие средства командной работы. Кроме того, для эффективной работы лидеру необходимо регулярно интересоваться у своих партнёров, как их дела, проводить мотивационные планёрки, отслеживать статистику работы партнёров в своей команде и на основании этого корректировать их действия.

Постоянное развитие

В компаниях партнёрских программ можно работать в одиночку, продвигая продукт или услугу компании. Но гораздо выгоднее двигаться вперёд вместе с командой. Таким образом, чем лучше дистрибьютор владеет навыками масштабирования, тем быстрее растёт его бизнес.

Имея большую команду, можно одновременно развивать свой бизнес в нескольких городах или даже странах. Для того чтобы быстро и эффективно создать команду, в партнёрском бизнесе принято формировать списки потенциальных партнёров, приглашать их на встречи и презентации, объясняя суть партнёрского бизнеса в целом и особенности конкретной компании. Когда партнёр присоединяется к команде, ему важно оказать содействие и поддержку, чтобы он как можно быстрее овладел азами бизнеса и смог сформировать уже непосредственно свою команду.

К другим статьям