Как предпринимателю работать с зумерами

Зумеры — поколение, рождённое между 1997 и 2012 годом. С начала 2024-го более 276 тысяч молодых соискателей выходили на рынок труда и искали работу или подработку. Сопротивляться и не брать таких сотрудников в компанию — плохое решение. Если вовремя не адаптировать бизнес-процессы под молодое поколение, можно остаться без сотрудников. Чтобы избежать дефицита кадров, вы можете научиться работать с зумерами. Как это сделать — читайте в статье.
Юлия Гиленок
Юлия Гиленок
основатель и владелец тренинговой компании «Бизнес-тренинги ЮГ», бизнес-тренер, аккредитованный Минэкономразвития

Как работать с зумерами

Ставьте задачи правильно

У зумеров низкая концентрация внимания, поэтому им сложно читать большие документы с официальным стилем изложения. Если вам нужно написать регламент, адаптируйте его под поколение Z — добавьте инфографику, сделайте презентацию или блок-схему. Выделите основные моменты и упростите язык повествования.

Ставьте задачи чётко. Зумерам нужны дедлайны. Лучше разбить большую задачу на подзадачи и установить время, когда каждая из подзадач должна быть выполнена.

Как ставить задачу молодому сотруднику по шагам:

• Напишите ТЗ (техническое задание). В документе опишите, что конкретно нужно сделать, как и до какого срока, какие критерии определят, что работа выполнена.
• Разбейте ТЗ на этапы и проверяйте выполнение каждого этапа.
• Спросите, как сотрудник понял задачу. Не ограничивайтесь вопросом «‎Всё понятно?», а попросите коротко пересказать ТЗ.
• Напомните, что сотрудник всегда может обратиться к вам, если что-то будет неясно.

Откажитесь от авторитарного стиля управления

Авторитарный стиль — это когда решение принимает только руководитель. Он не обсуждает их с подчинёнными и видит в них только роль исполнителей.

Зумерам важно объяснять, почему задача важна и какой результат вы ожидаете.

Например, вам необходимо увеличить продажи в следующем квартале. На общем собрании объясните, почему это важно, какую прибыль это может принести компании и какие бонусы получат сотрудники. Узнайте, есть ли у сотрудников какие-то идеи для увеличения продаж.

Внедряйте автоматизацию

Автоматизация процессов — это почти повсеместное явление. Зумер просто не поймёт, зачем заполнять журнал вручную, если это можно сделать в Excel. Говорите с молодыми сотрудниками на их языке — языке цифровизации.

Например, перенесите общение с клиентами в CRM, откажитесь от факса.

В конце концов, если вы автоматизируете процессы, другие сотрудники, скорее всего, тоже будут рады. А бизнес получит конкурентное преимущество. Все останутся в выигрыше.

Используйте зависимость от гаджетов

Зумеры отлично находят нужную информацию в большом массиве данных. Если предыдущим поколениям нужно развивать этот навык, то поколение Z будто рождено с ним. Используйте это в работе.

Например, если вам нужно найти что-то в интернете или настроить новый сервис, дайте эту задачу зумеру.

Не стоит отнимать у молодого сотрудника телефон. Зумеры очень зависимы от гаджетов. Если должность предполагает общение с людьми, добавьте в штатное расписание перерывы, в которые сотрудник сможет взять телефон, ответить на сообщения или проскроллить ленту. Например, 10 минут в час.

Внедряйте геймификацию

Если вам кажется, что это несерьёзно, вспомните советские времена. Пятилетки, планы и статус лучшего сотрудника месяца — это тоже элементы геймификации.

Например, можно ввести систему грейдов (уровней). Через месяц продуктивной работы сотрудник получит больше интересных задач. Через три месяца — ещё какую привилегию. Через полгода вы начнёте брать его на встречи с клиентами. А через год — повысите в должности и увеличите зарплату на 30%.

Развивайте систему наставничества

Зумеров воспитывали очень бережно, они нуждаются в заботе и внимании даже после выхода на работу. Помимо наставника, им нужен бадди — человек, который станет поддержкой на новом месте и поможет быстрее адаптироваться в коллективе.

Допустим, один из ваших сотрудников всегда хорошо ладит с новичками. Предложите ему роль бадди. Про функционал и задачи расскажет наставник, а бадди поделится особенностями коллектива, внутреннего распорядка, коллег, по правилами поведения на корпоративах.

Занимайтесь непрерывным развитием

Зумеры ходили на всевозможные кружки и привыкли постоянно учиться чему-то новому. Продолжайте обеспечивать им непрерывное развитие.

Например, отправляйте их на бизнес-мероприятия и поощряйте желание пройти дополнительные курсы.

Как мотивировать зумеров

Поколению Z важно, чтобы руководитель был авторитетом. Они хотят верить в то, что делают, потому что работают не столько за деньги, сколько за идею. Поэтому:

• Рассказывайте об успехах компании, о вашей миссии.
• Прокачивайте внутренний бренд работодателя — корпоративную культуру, стиль, дресс-код, правила коммуникации.
• Развивайте наставничество.
• Верьте в своих сотрудников и чаще общайтесь с ними. Не переставайте делиться обратной связью.

Как продать зумерам работу в вашей компании

• Напишите хороший и понятный текст о компании на hh.ru, добавьте визуал — фото офиса, коллектива. Сделайте инфографику. О том, как оформить карточку компании, мы уже писали в статье.
• Работайте над внешним брендом работодателя. 95% соискателей читают отзывы перед тем, как откликнуться на вакансию или принять предложение о работе. На hh.ru можно подключить виджет Dream Job с оценками и отзывами о компании. Попросите действующих сотрудников написать пару слов о том, что им нравится на текущем месте.
• Требования и условия в вакансии должны быть одинаковые в соотношении друг с другом. Зумеры ценят не только материальные бонусы. Им важно, чтобы компания говорила с ними на одном языке — языке автоматизации, цифровизации и геймификации.

Больше материалов для предпринимателей